Тверской, Пресненский и Останкинский районы вошли в топ популярности у туристов
16.09.2025 20:22

Аналитики проанализировали общие безналичные расходы российских туристов за первое полугодие 2025 года, используя анонимные данные. В каждом районе столицы они определили процент туристов, которые делали покупки на территории этого района, среди всех посетителей города, а также среднюю сумму их расходов за поездку. Были учтены транзакции, связанные с оплатой проживания, посещением ресторанов, покупкой сувениров и других товаров и услуг.
Шесть районов Центрального административного округа попали в первую десятку по количеству поездок с расходами. Лидером стал Красносельский район, где находится площадь трех вокзалов, привлекающая множество туристов. Низкие расходы в этом районе объясняются его транзитной функцией и коротким пребыванием посетителей. Наличие транспортных узлов делает районы привлекательными для туристов, что открывает им перспективы увеличить экономическую привлекательность. Эту точку зрения подтверждает Ольга Нечаева, начальник управления программно-целевого планирования комитета по туризму Москвы.
Второе место по популярности у туристов занимает Тверской район, где каждый четвертый посетитель делает покупки, при этом средний размер безналичных трат составляет 6,2 тыс. рублей. Аналогичная сумма расходов у посетителей Пресненского района, где доля таких поездок составляет 14,5%. Оба района отличаются высокой концентрацией культурных достопримечательностей: в Тверском районе находятся Кремль, Красная площадь, улица Тверская, Пушкинская площадь, Страстной бульвар, а в Пресненском – Московский международный деловой центр "Москва-Сити", Патриаршие пруды и Московский зоопарк.
На третьем месте среди районов Москвы расположился Останкинский район, где 11% поездок сопровождаются покупками товаров и услуг, а средние затраты составляют 3,8 тыс. рублей. Одним из самых популярных туристических мест в этом районе является ВДНХ. Благодаря комплексному благоустройству главной выставки страны она стала привлекательной как для жителей Москвы, так и для гостей столицы, которые комбинируют прогулки вдоль павильонов с посещением музеев, аттракционов и кафе.
Также в топ-10 входят районы Даниловский, Басманный, Замоскворечье, Мещанский, Дорогомилово и Аэропорт, где туристы тратят от 3,2 до 6 тыс. рублей за поездку. Особенно выделяется район Дорогомилово: хотя он занимает лишь девятое место по количеству поездок (9% от общего числа), туристы здесь тратят практически столько же, сколько в лидирующих районах – 6 тыс. рублей.
Аналитики обнаружили потенциал для экономического развития в округах Москвы. Например, в Центральном административном округе на данный момент 60% поездок сопровождается использованием безналичных средств. Также в список перспективных округов входят Юго-Западный, Западный, Северо-Восточный и Северный административные округа.
Все районы столицы имеют возможность раскрыть свой потенциал - на данный момент лишь 50% туристов, попадающих за пределы центра, делают там покупки или пользуются услугами, требующими финансовых затрат. При этом в каждом округе существует множество привлекательных для туристов мест. Парки, усадьбы, фестивали и другие мероприятия в различных районах столицы представляют интерес для путешественников. Афиша играет важную роль в стимулировании туристической активности в регионах. На примере крупного сезонного проекта "Лето в Москве" можно отметить, что посещаемость отдельных городских мест увеличилась на 10-20% по сравнению с прошлым годом, при этом половина посетителей - это не москвичи, а именно туристы. Это подчеркнула Ольга Нечаева.